Списания непригодных для применения медикаментов в ампулах

В больнице во время инвентаризации обнаружили лекарственные средства в ампулах, срок годности которых истек. Как правильно списать такие медикаменты по бухгалтерскому учету?

Лекарственные средства, срок годности которых истек, являются некачественными, то есть такими, которые не подлежат дальнейшему использованию (далее - непригодные лекарства). Это предусмотрено абзацами третьим и восьмым пункта 4 раздела I Правил утилизации и уничтожения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 24.04.2015 № 242 (далее - Правила утилизации).

Читайте также: " Утилизация и уничтожение лекарственных средств - общие правила и формы "

В соответствии с пунктом 1 раздела II Правил утилизации наличие в обращении лекарственных средств, не подлежащих дальнейшему использованию, устанавливают органы государственного контроля или должностные лица медицинского учреждения. Как указано в пункте 5 раздела II Правил утилизации, лекарственные средства, не подлежат дальнейшему использованию, получают статус «отходов». Их передают для утилизации или обезвреживания субъектам хозяйствования, которые имеют соответствующие лицензии на осуществление хозяйственной деятельности в сфере обращения с опасными отходами (далее - собиратель отходов).

Поэтому больница должен изъять из обращения непригодны лекарства и зафиксировать их в акте, подтверждающий наличие лекарственных средств, не подлежащих дальнейшему использованию (приложение 1 к Правилам утилизации, далее - Акт о непригодных лекарства).

На основании Акта о непригодных лекарства комиссия составляет акт об их списании. Для этого она должна применить Акт списания (типовая форма № С-2), утвержденный приказом Государственного казначейства Украины «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению» от 18.12.2000 № 130.

Читайте также:    Особенности выполнения внутримышечных, подкожных и внутрикожных инъекций   Читайте также: " Особенности выполнения внутримышечных, подкожных и внутрикожных инъекций "

На основании Акта списания больница списывает непригодны лекарства с учета, руководствуясь при этом разделом IV Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 12.10.2010 № 1202, а также пунктом 27 раздела II Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 № 11 (далее - Методические рекомендации). Согласно этому пункту Методических рекомендаций выбытия запасов (списания с баланса) в бухгалтерском учете должно быть отражено как уменьшение запасов и увеличение расходов отчетного периода.

Читайте также:    Манипуляционный кабинет: правильное зонирование помещения   Читайте также: " Манипуляционный кабинет: правильное зонирование помещения "

К тому же, администрация больницы как учреждения, где образуются отходы, должен учесть, что обращение с отходами нормируют, в частности, Закон Украины «Об отходах» от 05.03.1998 № 187/98-ВР и Порядок ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 01.11.1999 № 2034 (далее - Порядок учета отходов). Также следует иметь в виду, что первичный учет отходов осуществляют в соответствии с типовыми формами первичной учетной документации (карточками, журналами, анкетами) с использованием технологической, нормативно-технической, планово-экономической, бухгалтерской и другой документации (п. 4 Порядка учета отходов). Поскольку в больнице образуются отходы и используют тару (ампулы) и упаковочные материалы, то нужно обязательно вести еще и типовую форму № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», утвержденную приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 07.07. 2008 № 342. Ведение такой типовой формы должно быть введено приказом руководителя учреждения.

Итак, до того, как передать непригодны лекарства для утилизации или обезвреживания сборщику отходов, в заведении имеют надлежащим образом их хранить и учитывать. На передачу лекарств нужно обязательно оформить акт передачи и сделать соответствующие записи в типовых формах первичной документации по учету лекарств.

Читайте больше:

Как правильно списать такие медикаменты по бухгалтерскому учету?