14 января - праздник обрезания Господня и память св. Василия Великого
| | | | Код для блога | |
Праздник Обрезания Господня, когда Христа нарекли именем Иисус, Церкви, придерживающиеся Юлианского календаря, отмечают 14 (1) января. В тот же день чтят память одного из отцов Церкви - Василия Великого.
Событие обрезания Иисуса описывается в Евангелии от Луки (2, 21): «Как исполнились восемь дней, когда имели обрезать мальчишки, назвали Его Иисус - имя, предоставил был ангел, прежде чем он начался в лоне».
В Ветхом Завете обрезание было законом в знак союза Бога с Авраамом и его потомками Этот обряд имел очень большое значение, поскольку символизировал зачисления в члены религии и народа и подчинение себя закону и обязанностям. Невыполнение закона означало его ломки и исключения из членства народа.
«Слово« обрезание »употребляется в Ветхом Завете часто в символическом смысле, когда говорится об обрезании ли обрезание сердца, уст или ушей, то есть повиноваться Господу Богу или восстать против Него. Иисус Христос, подобный нам во всем, кроме греха, не нуждался никакого очищения, будучи Сыном Божиим. Однако Он выполнил это предписание, показав неотвратимости Господнем закона и предоставив ему новое значение новозаветного крещения », - рассказывает в своей книге« Познай свой обряд "о. Юлиан Катрий.
Церковь в событии обрезания Иисуса Хрста акцентирует прежде всего на жертве и самоотречения - каждый христианин должен практиковать обрезание от своих похотей и злых намерений.
Также в тот день оказали Христу имя Иисус, что указывает на святость и Его силу.
Именно введение праздника Обрезания имеет интересную историю. Язычники верили в примету, что «какой первый день Нового года, такой будет и целый год». Поэтому в этот день (который приходился как раз на Обрезание) организовывали различные гуляния и карнавалы. Мужчины переодевались в женщин, а женщины у мужчин. Перебирались в костюмы зверей, языческих богов и богинь, совершали разврат. Церковь, чтобы противодействовать этим языческим практикам, ввела с наступлением Нового года пост и покаяние за грехи язычников. Этот пост иногда длился три дня, что видно из 17 правила Собора 567 года в Туре во Франции: «Так что между праздниками Рождества Христова и Богоявления бывают языческие празднества, нужно во время них три дня сохранять пост». Только века спустя, когда языческие забавы понемногу забываются, Обрезание приобретает радостного характера. В этот день есть обычай «водить Маланку». Среди группы, что «водит Маланку» (переодетого в девушку парня) есть и коза. Эти традиции не имеют никакой общности со значением, которое придает Церковь празднику, с духовным измерением события, которое отмечают христиане.
Праздник Обрезания, хотя считается большим, не принадлежит к 12 наибольшим праздников. Он заканчивает постпразденства Рождества Христова.
14 января, по Юлианскому календарю, Церковь вспоминает память св. Василия Великого.
Он родился около 330 года в Кесарии и происходил из знатного рода, славился не только богатством, но и ревностной христианской верой. Отец был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пятеро и мать Эмилия зачислены к лику святых.
Первое образование Василий получил под руководством отца. После его смерти святой отправляется на учебу в Константинополь, а затем в Афины, где осваивает риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. После он возвращается в Кесарию, где преподает риторику. Около 362 года он был рукоположен в сан диакона епископом Мелетием, а через 2 года - в сан пресвитера епископом Кесарийским.
Святой написал много трудов, оставив после себя большое духовное наследие - это произведения догматические, нравственные, аскетические, полемические, объяснение Священного Писания, 366 писем. Он заключил текст Божественной Литургии, приложился к формированию учения о Пресвятой Троице. Его признают Большим Учителем Церкви.
Святой Феодор Студит называет св. Василия «отцом греческого монашества и первым из всех отцов».