Большая Александровка
Давным-давно поставили люди дома в лесу у дороги, поселились здесь, потому что у год все было занято.
Польская люстрация в описании границы 1628 слободу Александровка почему-то не вспоминает, зато подробно описывает окрестности: "А оттуда через Дубраву, до большого болота Изброд, в том месте, где дорога, или гостинец, из Киева в село Рожны идет, то болото переходит и от того болота большого к городищу Рожны "."
Как видно из описания, старая киевская дорога здесь переходила через большое болото Изброд. Это название сохранилось в наименовании Дымерского сельского угла Збрид.
По преданию, монахи ГИечерськои лавры смотрели каждый день с киевских круч па заднепровские леса, на свои вотчины. Если были дымы - это работа в смолокурню и дьогтярнях шла успешно. В те времена вся территория нынешней Броварицины была "Александровка". Действительно, и сегодня из киевских высот можно было бы увидеть Дымерской дымы.
Другой предание рассказывает, что когда этими местами ехала царица Екатерина II, то жгли леса и стояли большие дымы. И тогда царица сказала: "Какая большая Александровка". С легкой царской руки матушки-крестницы и пошло название села. В некоторых преданиях говорится уже не о русскую царицу, а о какой-то королеву, которая назвала село на горе Большой Александровка, потому что здесь добывали древесный уголь и стояли большие дымы.
Русская царица бывала и в Семиполках, и в Броварах, а народное предание об этом времени сохранился лишь в Дымерке. И Большой Александровка село стало уже после революции, а просто Дымерки оно называлось еще за двести лет до Екатерины II.
ЦарицЬкороливны - это лишь сказочный сюжет, который гласит, что происхождение названия села забыто. Достоверным является предание о большие леса, которые росли здесь, и о сжигании этих лесов местными жителями. Здесь добывали поташ, селитру, дьоготь- все жгли и жгли изо дня в день. И люди, которые ехали по дороге, говорили, и к здесь живут дымоходы. Отсюда и название села Александровка.
В одном из переводов рассказывается, что дымерцы первыми из жителей окрестных сел начали ставить дымоходы. Вот вам и
Александровка. Характерно, что пыльные дома были распространены на украинском Полесье еще совсем недавно.
Окружающая территория была лесистая, удостоверяющих топонимические названия окрестностей села. Здесь пролегал древний путь, которым ехали на Клоп-городок. Самой распространенной была профессия дымоходов или смолокуров-киптявникив, которые работали на многочисленных площадях, в дьогтярнях, в смолярнях. Они и задавали дымоходы в пыльных черных домах. Смолокуров жили в конурах, которые покрывали соломой, чтобы прятаться ( "стеречь" - крыша) от дождя. До последнего времени дома дымерцев были деревянные, а не обмазанные глиной, как в других селах. Смолокуров стали частью первых казачьих общин.
Этот промысел древний. Здесь киевские купцы покупали смолу для нужд строительства. Как утверждает броварской перевод, сам Кирилл Кожевняк (так называли Переяславец Кирилла Кожемяке в местном фольклоре) был Смолокуров. Кстати, по этому же преданию, Смолокуров ни были местными, а пришли с севера.
Дьогтярни работали у крупных березовых рощ. А березовые рощи вырастают на вырубках, где раньше росли сосновые и дубовые леса. Частично их спилили еще в княжеские времена. По преданию, здесь была распространена профессия пилильщиков (они стали Смолокуров). Промысел на площадях и смолокурню массово начался со второй половины 16 в. Это время, подъем польско-украинской торговли. Обширные леса уступают большим дымам и хлебным нивам. В 1646 г.. Здесь упоминаются Раднова нива, Тархинова нива, лес Хлибовиця.2 Дымы и поля согнали лес с урожайных земель на земли убогие, на пески, на холмы, на болота. На дымы лес реагирует так же, как человек. И леса стали не те, что росли здесь когда-то па богатых землях. А картофель - открытие Колумба - потеснила леса еще дальше на пески и торфяные болота. Вот и осталась от больших лесов только упоминание в названии села.
Если исходить из концепции о дотатарские существования наших сел, то происхождение этого названия надо вести от древнерусского слова "дым", что означает "дом". Это же касается и других населенных пунктов с названием Дымер, Александровка и производных от них. Владимир - тот, который владеет "дымами". В этом ряду обладатель, вельможа. Иногда приводится именно это название села - Здимиривка и Владимировка (1797 г.).
Впервые Александровка упоминается 1552 вместе с вертела и осветительные как поселение Остёрского замку.3 Она освобождена от уплаты налогов, потому что была очень разорена татарами Менгли- Гирея в 1482
Вертела и Александровка по возрасту почти одинаковы. Они существовали и в дотатарские времена. В польской люстрации 1628 сказано, что, по упоминаниям старых людей, Рожны и "Здимировка" издавна принадлежат замка / Здесь речь идет о древнем межевания земель, которые относились к Остёрского замка, точнее к Ос.терського городка.
Церковные историки вспоминают Дымерской церковь, которая была в разоренном селе еще до 1564 г.. И в которой велись церковные книги с 1582 до 1784 г / Вспоминается озеро Михова и озеро-болото Ольгинской Княгини. Название Ольгинские может быть свидетельством о давней принадлежность этих земель к княжеского села Ольжичи, которое существовало еще в 10 в. в пойме Десны.
На Михова (Мнихово) озере стоял монастырский дом монахов Киево-Печерской лавры. Здесь могла быть и лечебница для больных, удостоверяется топонимом Каличине болото.
Владимиром Мельником, заведующим Броварским краеведческим музеем, подано версию названия урочища Леляки от местного культа языческого бога Леля ( "Леле, что сладкий, как малина"). В фольклоре сохранились и следы времен татарского погрома. Дымерский перевод вспоминает о смелой бабу, которая облила кипятком татарина, что душил деда. В местной поговорке говорится: "Что делает, не делает, чтобы татарин не застал сидящим". В Дымерке сохранился переводной воспоминание о длительной осаде Семиполок татарами /
Налоги Александровка не платит и в 1622 и также именуется слободою.7
С 1624 право собственности на Дымерки имеет княжна Анна (по некоторым источникам, Марьяна) Корецкая. Она ведет судебные дела за свои дидычные земли (Русанов и село Здимиривку) с семьей Аксака / Князья Корецкие родом из Волыни. Вместе с ними пришли с Волыни и несколько семей. В том же году упоминается, что Корецкая осадила людей Дымерской на своих почвах (вероятно, Русанов, Плоское, Гоголев, Старица).
У Дымерки повстанческие отряды напали на благородные отряды и разгромили их 1630 во время восстания Трясила.
В 1636 г.. Александровка (или часть Дымерской земель) фигурирует уже как собственность сына Степана Аксака - Михаила. А в 1651 г.. Жена Аксака Екатерина отбирает Дымерки у Габриэля и Яна Аксакив.9 ей помогают казаки. Старый Аксак тогда уже умер, а его внук Габриэль пошел вместе с войском Яремы Вишневецкого. Екатерина Аксак, вторая жена Степана Аксака, не убежала в Польшу, а пыталась завладеть родственными землями. И довольно успешно, потому что добилась привилегии Богдана Хмельницкого на владение Димеркою.10 Но ненадолго, потому броварские земли вскоре переходят к семье Выговских, а после падения Выговского - в Киево-Печерской лавры.
Церковные историки пишут, что под Дымерки В 1051 11 стольник литовского войска Радзивилла разбил казаков. Гетман Радзивилл сообщал: "Киев и другие места разорил!" Киевский полк Ждановича отступил тогда за Днепр, а 1 сентября освободил Киев от литовского вийська.11
Дымерке и роживци вспоминают о казацкие могилы в этих местах ( "под Гаем, по Соше, в направлении Рожовка, у болота»). Здесь, на холме, был похоронен казацкую старшину. Упоминания об этом есть в названиях урочищ боенского, Вершинский оврага ( "здесь или его разбили, или он разбил»). Это направление старой дороги на Рожны.
Димерс.ьким путем ехала с Козельца и императрица Елизавета Петровна в 1744 г.. Для императорского поезда было приготовлено в Дымерке 300 лошадей. Здесь ее встречал Гадяцькип полк казаков и сопровождал до Днепра. Л тридцать лет этим же путем ехала императрица Екатерина II, которая ненадолго остановилась в монастырском доме у озера Михова.
Во второй половине 18 в. происходят многочисленные стычки подданных двух киевских монастырей за прилегающие сосновые леса: дымерцев-богдановцев с литкивцямы-сииноидцямы. При этом в 1770 г.. Упоминается интересная должность Дымерке Калиниченко - атаман боярский. Известны атаманы казачьих десяток, а вот атаман боярский случается не часто.
По ревизии 1784, Александровка относится к Гоголивс.ькои сотни, хоть в деревне и не живут казаки. В селе проживает 773 жителя, а домов только 179. По количеству домов Александровка уступает и летом, и Требухов, и Семиполки, и Гоголеву, а по численности населения лишь Гоголеву. Дымерке имели большие родовые патриархальные семьи. На время крепостного права они находятся в казенном ведомстве. А уже в 1858 г.. Александровка значительно превышает другие села и по количеству дворов, и по количеству населения (458 и 2560 соответственно) .К тому же времени относятся и сведения о Дымерской волость на двенадцать деревень, а также первый Дымерский хутор - Ленинщина.
В 1897 г.. Количество дворов возрастает до 932, а население к 4300 человек. В эти времена в. Рощах, между Александровка и Мальвы сотворю, вырублено общественный лес - 1300 десятин.
До 1870 г.. В Дымерке не было пи дворян, ни помещиков. Дымерской помещики Красовский, Подвысоцкого скупили Дымерской землю уже после очередного передела земли.
Перед революцией в селе функционирует земская школа, работают кожевенный завод Старобинского, 17 ветряных мельниц и С паровых мельницы.
По воспоминаниям старожилов, потери села в первой мировой войне составили 50 человек. Потери дымерцев во второй мировой войне были в десять раз больше. Следует заметить, что семьи погибших на Первой мировой войне получали от государства материальную помощь - примерно 150 рублей на семью в год. По тем временам, эта сумма была значительной.
В годы революции, как и везде, в Дымерке создаются отряды самообороны, так называемая "Дымерская республика". Александровка становится красным селом: здесь образуется сильный комитет бедноты, дымерцы вступают в ряды Красной армии. их поддерживают жители Пуховки и Красиловки. Происходит трение с деревнями, не стали на сторону большевиков и не поддерживали их политики. На деникинский фронт ушло 400 дымерцев. Дымерке в 1920 г.. Артогнем уничтожили церковь в Роживци. В канун коллективизации Дымерская волость становится районом, а село - Большая Дымерка. И только в 1937 г.. Функции райцентра переходят в Бровары. Комнезамивська организация села насчитывает более 1000 человек. Дымерке основывают новые хутора-С.эль: Калиновку, Малую Тарасовку, Захаровну, Жердевского коммуну.
Дымерской комнезамы требовались советской власти в годы гражданской войны. В 1927 г.. Они уже становятся ненужными. Газета "Пролетарская правда", говоря о реорганизации комбедов, сообщает, что "в комбедов Дымерки отобрали колокола, и им теперь нечем звонить. Конец шалопай!" Последние сим палки советской власти попали в немилость, В советской власти не бывает друзей, бывают только враги: помещики, кулаки, середняки, комнезамы-бедняки, троцкистская интеллигенция, буржуазные националисты, партийцы-ревизионис.ты, оборотни и отщепенцы.
Перед войной в селе живет и работает стаханивка-орденоносец Дуся Бессмертная. Здесь родилась поетес.а-орденоносец Мария Миронець (девичья фамилия Грикун) и жена Афанасия Любчспка (из семьи купца Шевченко).
Прославленная Дымерская стаханивка Дуся Бессмертная в 1938 г.. Вырастила высокий урожай - 638 центнеров картофеля с гектара. 1 хотя сама Дуся была великая труженица, но это был политический сталинский рекорд. Средняя урожайность Дымерской полей в 1966 году. Составляла всего 100 центнеров картофеля с гектара.
В 1941 г.. В деревню входят немцы и проводят необычную акцию, которой не проводили в одном селе района. Из 180 человек заложников они берут расписку об ответственности за события, которые могут произойти (!) В селе или на железнодорожной станции. Наверное, немцы знали о буйный характер дымерцев.
Немцы убили Дуся Бессмертную. А 15 марта 1943 оккупанты совершили неслыханно жестокой расправе: расстреляли несколько Дымерской и Богдановский семей. Среди расстрелянных было 23 детей.
Жестокий век, железный век.
Дымерская топонимика богата: Гашкова гора, озера Петру - Большое и Малое, урочище Курган, болота долины Михов, Ситов, Дек, Чернятын, Гришков, Лисовка, Пищанов, Василенково, Общественное, Леськовичеве, Скибине, Выполз, Раздол, Дьогтярня, Повалушкы, белое, Просище, Шушпанову, Каличине. Болото Скибине дало название Скибин хутора. Через болото Дек проходит русло утечки речушки Плоской Руды с Богдановского озера Прасолов. Второй виток этой реки - Кривая Рудка из района Войтов. Михов, Чернятын, Каличине - давние следы поселения монахов, их лечебницы. Дьогтярня-Просище - следы выжигания лесов. У урочищ Петрово и Малый Петровец на плодородных землях был хутор Петровец. А само озеро Петрово выкопано еще подданными Киево-Печерской лавры. Там святили воду. Ему уже более двухсот лет. С переводов известно, что у озера Гришков добывали хорошую глину, а в болоте кумовщины провалились кум и кума - выступила вода, и стало озеро, которое никогда не высыхает, даже летом. В одном из переводов упоминается Катерины озеро, в котором утонула Шевченко Екатерина.
Большая Александровка имеет много сельских уголков: Збрид, Поповка, Броварской путь, Пивньова гора, Лисовка, Лыгин, Губское, Чмеливка, Оболонь, Бугорок, Грижовка, Голубинка, Хутор, интересных названий улиц - Запорожская, Соловьева (?), Дубник, Соболевка.
Конечно же, в селе много и старых родовых фамилий - Скиба, Бессмертный, Пикож, Онанко, Тыквы, Губский, Васюк, Грикун, Крук, Селюк, Базыр, Дзюба, Земляк, Рубаник, Прима, Миронець.
В Дымерке живет Иван Гнидюк - отличник народного образования УССР, учитель Ивана Драча.
По упоминавшимся уже преданию, крестницей Дымерки была сама российская императрица. И Большой ее сделала извечная большой труд наших предков.
Где делось все это? Дымом испарились.
Где делось все это?