Земельная реформа старых стран-членов ЕС - Великобритания
Земельная реформа старых стран-членов ЕС - Великобритания
Общая характеристика РЕГИОНА
Старые страны-члены ЕС и Швейцария характеризуются высоким уровнем экономического развития, социальных стандартов и благосостояния населения. ВВП на душу населения колебался в диапазоне $ 21,500 - 85,600. Основными принципами политики европейских стран по собственности на землю с / х назначения является обеспечение права на свободное движение капитала, открытие и ведение частного бизнеса и отсутствие дискриминации.
Каждая из стран данной группы прошла свой путь развития и формирования рынка с / х земли, реформы проводились в разные периоды и в разных условиях. Большинство стран сталкивались с проблемами неэффективного производства, ограниченностью ресурсов, высокой интенсивностью использования земель и во фрагментацией участков.
Читать по теме: Земельная реформа стран Южной Америки - опыт Аргентины
Именно поэтому основной целью реформы рынка земли в данном регионе было повышение производительности в секторе, развитие сельской местности, стабилизация доходов фермеров и повышение рентабельности агросектора. Также, именно в кранах этой группы особое внимание уделяется экологическим стандартам, управлению и модернизации природной среды (в Швейцарии, Швеции, Дании, Нидерландах, Франции и Финляндии установлен ряд строгих экологических требований и принципов ведения хозяйства).
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
Страны имеют долгую историю развития и функционирования открытого либерального рынка земли с / х назначения, в них отсутствуют ограничения права собственности на земли для физических и юридических лиц с ЕС, в основном устранена регуляция цен и площади земли. При этом в данной группе стран регуляция земельных отношений собственности все больше полагается на региональные органы власти.
В странах Западной Европы (Австрия, Бельгия, Нидерланды, Германия, Франция, Швейцария) рынок земли является либерализированным и открытым, отсутствуют полные абсолютные ограничения в отношении иностранного капитала. Однако во Франции, Бельгии и Австрии подавляющее большинство сделок купли-продажи рассматриваются и утверждаются локальными государственными органами, вроде SAFER во Франции. Это значительно усложняет и затягивает процесс покупки и продажи, что отрицательно сказывается на привлекательности и динамике рынка (например, цена с / х земли во Франции составляет всего $ 7,450).
Читать по теме: Земельная реформа стран Северной Америки - опыт США
Для стран Скандинавии (Дания, Финляндия, Швеция) характерны значительные экологические налоги и масштабная государственная поддержка с / х производителей. Земельная политика базируется на предположении, что фермер должен жить на своей земле и самостоятельно управлять хозяйством. Несмотря на отсутствие абсолютных ограничений на приобретение земли как для иностранцев, так и для граждан этих стран, на практике получить право собственности довольно трудно из-за ряда требований по образованию фермера, места проживания и очень высоких экологических стандартов.
Великобритания и Ирландия отличаются наиболее либерализован политикой регулирования отношений на рынке земли с / х назначения, что привело к высокому уровню эффективности и производительности сектора. Однако средняя стоимость с / х земель в Ирландии и Великобритании на порядок выше, чем в большинстве стран ЕС, часто выступает препятствием для развития и динамики рынка, так как далеко не каждый желающий может себе позволить приобрести землю и заняться фермерской делом.
Читать по теме: Аграрии обсудили с Тарас Кутовой открытия рынка земли
В странах Юга (Италия, Испания, Португалия и Греция) рынок с / х земли является развитым, открытым и достаточно либеральным. Исключением является греч я, где формально существует рынок с возможностью купли-продажи, но фактически рынок является очень неразвитым из-за отсутствия разработанного кадастра, пробелы в законодательстве, значительную бюрократию и коррупцию. Греция является наглядным примером того, что состояние рынка земли является индикатором общей политики экономического развития страны. А вот в Итали й, к примеру, установлен самый высокий налог за регистрацию сделки - 18% от цены сделки, что значительно повышает общие расходы на приобретение участка.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Рынок земли с / х назначения в странах региона в основном является открытым и либерализированным, а с / х производство - высокотехнологичным, продуктивным и эффективным. После формирования открытых либеральных рынков наблюдалась тенденция к консолидации земель с целью устранения значительной фрагментации и повышение производительности в секторе. Сегодня же значительное внимание уделяется сохранению окружающей среды и экологическим стандартам.
В некоторых странах (Франция, Бельгия, Австрия) рынок контролируется локальными агентствами, существуют косвенные ограничения и процедуры заключения сделок. Это негативно влияет на динамику рынка и цену с / х земель.
Читать по теме: Земельная реформа новых стран-членов ЕС - опыт Польши
В то же время пример Нидерландов, Великобритании и Ирландии, которые являются наиболее открытыми и либерализованными рынками, подтверждает, что дерегуляции рынка земли, как правило, положительный эффект (цена за 1 га с / х земли в Нидерландах - $ 63,700, Ирландии - $ 39,300, Великобритании - $ 31,400 ).
В целом, успешный опыт старых стран-членов ЕС и Швейцарии в реформировании рынка земли с / х назначения, позволяет сделать вывод о наличии корреляции между уровнем либерализации рынка и общим уровнем экономического развития страны и благосостояния населения.
Великобритания. профиль страны
Великобритания - одна из наиболее экономически высокоразвитых индустриальных стран мира. Отличается даже среди высокоразвитых стран мира малой долей аграрного сектора в ВВП - всего 0.7%. Сельскохозяйственное производство страны относится к наиболее механизированных в мире и имеет чрезвычайно высокую производительность при минимуме привлеченных трудовых ресурсов (1.1% занятого населения). В аграрной сфере задействовано 71.3% земельного фонда страны, 36.3% из которых (или 25.9% земельного фонда) составляют пашни.
цель реформы
- повышение сельскохозяйственного производства и уровня продовольственной безопасности страны.
- уменьшение государственных расходов на поддержку агросектора из-за повышения производительности на рентабельности.
- Переход от интенсивного использования земель в устойчивых экологических принципов.
Читать по теме: Земельная реформа старых стран-членов ЕС - опыт Нидерландов
предпосылки реформы
- Фрагментация имущественных прав на землю.
- Доминирование корпоративных интересов на рынке сельскохозяйственного производства.
- Значительная часть государственных расходов ориентирована на поддержку агросектора (субсидии и гранты для с / х производителей).
Эволюция рынка земли
1925 год - Закон «О недвижимости», которым создавалось две формы собственности на землю - безусловное право (freehold) и владение на правах аренды (leasehold).
2003 год - Земельная реформа в Шотландии, по которой общинам предоставлялось право на приобретение земли, на которой они живут и работают, даже без согласия помещика.
2006 год - регуляторная реформа и внесение изменений в закон «О сельскохозяйственной аренду».
Механизм реализации реформ
- Великобритания имеет долгую историю становления рынка с / х земли. За более чем двухсотлетний период развития рынка в стране был принят ряд законов и норм реформирования рынка. Началась реформа в 19 веке по развертыванию ирландского движения за самоуправление, ведь большая часть ирландских земель принадлежала английским лендлордам. Во время кризиса и голода в стране распространенными стали случаи «аграрного преступления» - самовольного захвата земель. В 1879 году была создана ирландская «Земельная лига», которая добавила стихийным выступлениям крестьян организованный характер. Масштабный размах аграрных выступлений заставил правительство провести в Ирландии в 1881 году умеренную земельную реформу, которая стала первым этапом реформирования отношений собственности в стране.
Читать по теме: Свободном рынке земли мешает пять барьеров
- В Шотландии земельная реформа была проведена в 2003 году в соответствии с Законом «О земельной реформе», принятие которого окончательно положило конец историческому наследию феодального права в стране. Данным законом арендаторам предоставлялось право покупать и контролировать участки, на которых они живут и работают, даже без согласия помещика.
Механизм регулирования отношений на рынке
Ограничения в отношении иностранного капитала:
- Никаких ограничений относительно права собственности для иностранных физических и юридических лиц законом не установлено.
Ограничения по покупателя (физическое или юридическое лицо)
- Физическое лицо может быть собственником земли после достижения 18-летнего возраста (Англия).
- Регуляция цен и площади
- Ограничений по минимальному или максимального размера земельных участков в собственности физических и юридических лиц законодательством не предусмотрено (Великобритания).
- В Шотландии минимально установленного размера участка 0.3 га, а также необходима соответствие требованиям Базовых схем оплаты (BPS).
налоги
- Регистрационный сбор для резидентов: на первые $ 178 тыс. - 0%; на следующие $ 178 тыс. - 2%; на следующие $ 888 тыс. - 5%; на следующие $ 746 тыс. - 10%; на остаточную стоимость - 12% (Англия, Уэльс, Северная Ирландия)
- Регистрационный сбор для нерезидентов: до $ 213 тыс. - 0-1%; $ 213-355 ты с. - 1%; $ 355 - 711 тыс. - 3%; более $ 711 тыс. - 4%. (Англия, Уэльс, Северная Ирландия)
- Регистрационный сбор для резидентов: на первые $ 206 тыс. - 0%; $ 206-355 тыс. - 2%; $ 355-462 тыс. - 5%; $ 462-1,065 тыс. - 10%; более $ 1,065 тыс. - 12%. (Шотландия)
- Регистрационный сбор для нерезидентов: до $ 231 тыс. - 0%; $ 213-498 тыс. - 3%; более $ 498 тыс. - 4.5%. (Шотландия).
другие ограничения
- Максимальный срок аренды земли 175 лет (Шотландия).
Экспертная оценка результатов реформ:
- Сельский хозяйство Cполученого Королевства интенсивное и коммерческое, с высоким уровнем механизации. Либерализован рынок земли способствует повышению производительности отрасли. Так, по последним оценкам производительность сельхозпредприятий производства Великобритании в 2014 году выросла на 5.6%;
- В последние годы наблюдается значительное повышение цен на земли сельскохозяйственного назначения, что делает сектор чрезвычайно привлекательным для инвестиций. При этом, только 15% сделок купли-продажи сельскохозяйственных земель заключаются между частными владельцами, или в стране распространение осознание того, что фермеры играют важную роль как охранники сельской местности и дикой природы;
- Хотя, в стране наблюдается проблема старения фермеров. Средний возраст британского владельца фермы составляет 59 лет. Фермерство не является популярным среди молодежи.