Святой Василий Великий: человек, который искал и жила Богом

Событие рождения Христа хорошим проявлением того, что Господь приближается к человеку и хочет, чтобы мы узнали Его любящую присутствие, прославляя Того, Кто дарит прощение. Конечно, не все смогли распознать Христа в момент Его рождения и сегодня, когда многие вещи отвлекают наше внимание от настоящего смысла всего.

Одним из многих людей, которые смогли найти Бога в своей жизни и с ним жить был святой Василий Великий. Эта фигура является прекрасным примером того, как нужно служить другим, любить ближнего и искать Бога постоянно (ср. Пс. 27,8).

Святой Василий родился в Кесарии Каппадокийской, на территории современной Турции. С детства он имел возможность воспитываться в христианском духе. Семья стала для него первой школой христианства. Его дедушка и бабушка скрывались в лесах во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане, а мать - Эмилия, была дочерью мученика. Семья, где рос Василий, насчитывала пять сыновей и пять дочерей. Его отец был известным в городе адвокатом и преподавателем риторики (ораторского искусства). Возможно благодаря установкам отца Василий получил в то время блестящее образование в Кесарии Каппадокийской, Константинополе и Афинах. Во время учебы он знакомится с Григорием Богословом. Впоследствии этот Отец Церкви скажет об их тогдашнюю дружбе: «Нам известны были две дороги: одна - к нашим священных храмов и в тамошних учителей; другая - к наставникам наук внешних ».

Большие каппадокийцы: св. Василий Великий, св. Григорий Богослов и св. Григорий с Ниссы (брат св. Василия)

Вернувшись с учебы, Василий преподавал риторику. Однако это долго не продлилось. Он почувствовал в своем сердце другую жизненную дорогу - глубже познать Христа, чтобы усвоить дар святости, оказывая по духу и принося плоды Духа (ср. Гал. 5, 16-23). Он принимает крещение по обычаю во взрослом возрасте 357 года. Зажженный ревностью, Василий путешествует монашеской Востоком. Встречаясь с аскетами Египта, Палестины, Сирии и Месопотамии, он впоследствии напишет, что был захвачен их устойчивостью в трудах, ревностью к молитве и выносливостью так, что вымаливал тоже понять милость и стать их последователем. Обращение Василия отображается на практике, когда он поселяется на истоках реки Ирис, учреждая жизни монашеской типа. Он заключает «Нравственные правила», где, используя около 1500 стишки Нового Завета, представляет ответы на вопросы монахов об особенностях совершенного христианской жизни. В их основе лежит покаяние, затем - уход от светских обязанностей и семьи и сами правила на основе двух заповедей любви - к Богу и ближнему. По примеру Василия рождается и женское монашество такого типа, где первой была сестра Василия - Макрина.

Итак, познания источников монашества и образованность Василия Великого открыли идеал оригинального и аутентичного жизни христианина в общежительной жизни Итак, познания источников монашества и образованность Василия Великого открыли идеал оригинального и аутентичного жизни христианина в общежительной жизни. В чем это выражалось? Прежде в Василиевих правилах очень удачно сочетаются любовь к Богу и ближнему, ведь «благодаря первой заповеди исполняется также вторая и благодаря второй возвращаемся снова к первой. Тот, кто любит Господа, любит также и ближнего »- учит святой Василий. Далее он утверждает, что в каждом человеке есть «любовное стремление Бога» и поэтому это семена должны давать свои плоды, как говорил Христос: «Новую заповедь даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13,34).

Именно по этой причине святой Василий Великий был убежден, что никто не является самодостаточным и не может в одинокой жизни постичь того, к чему призвал нас Господь. Сравнивая анахоретизм (жизнь пустынников) с киновия (совместная жизнь монахов) он дает больше аргументов в пользу общинного жизни. Ведь таким способом можно друг друга направить в пути христианского роста, делиться с другими своими талантами, дарами Святого Духа и служить ближнему.

Община святого Василия Великого, живя Евангельским примером называется также братской сообществом. Сам Василий отказывается применять к своим собратьям какой-нибудь монашеский титул, ведь называет своих учеников христианами, которые выбрали жизнь в благочестии. Он считал, что монашеская община наиболее соответствует жизни ранней Церкви в Иерусалиме, ведь есть клеткой Церкви, желая предоставить ей первоначальное лицо.

Сами же греки называли святого Василия Великого римлянином, ведь он был очень сосредоточенным на вопросах практической деятельности и морали. Став епископом в 370 году он полностью посвятил свою жизнь служению Церкви со всей ответственностью и авторитетом. Святой Василий, оставаясь верным заповеди любви к ближнему, выносит ее за пределы своего сообщества. Она выражалась в проповеди Слова и служение любви относительно бедных. Монастыри, которые находятся близко города, выполняли также харитативные задачи. Для этого святой Василий, архиепископ Кесарии Кападокийской, основывает большое поселение, где живут и находят помощь все нуждающиеся. Итак, можно утверждать, что служение и евангелизация - это два пути, по которым идет монашеская Василианская сообщество, которое дало толчок будущем монашеству.

Церковь знает святого Василия Великого не только как законодателя монашеской жизни на Востоке, но по решительного богослова, который активно боролся с арианскую ересью, видстоювавшы веру Церкви в Пресвятую Троицу Церковь знает святого Василия Великого не только как законодателя монашеской жизни на Востоке, но по решительного богослова, который активно боролся с арианскую ересью, видстоювавшы веру Церкви в Пресвятую Троицу. Кроме того, он оставил нам наследие произведений в области догматического, нравственного и мистического богословия.

Фигура святого Василия заслуживает большего внимания. О нем знают церковные деятели, ему обязаны монашество Востока и Запада, его догматические сочинения изучают богословы, а самое главное - его лицо дала пример для всех христиан как можно подражать Христу, следуя по пути святости. Думаю, что призыв апостола Павла «Духом ходите» (Гал. 5,16) в полной мере реализовался в лице святого Василия. Ведь важнейшая черта христианского поведения - любовь к другим людям, которая выражается в служении и уважении (ср. Гал. 5, 16-23), побуждает каждого христианина открыть благодать и силу крещения, о чем часто писал Архиепископ Кесарии Кападокийской.

Итак, будем настоящими исполнителями Слова, не забывая о главном в жизни, его смысл и поиск Бога в вере, служении ближнему, надеясь на Божью благодать, которая дает силу и мужество, которое имел святой Василий Великий - верный христианин и человек Церкви.

Бр. Яков Шумило, Ордена

В чем это выражалось?