Великий Кобзарь на киноэкране - Роменская центральная городская библиотека для взрослых имени Бориса Антоненко-Давидовича
- У каждой нации есть свои лидеры, духовные лидеры и вдохновители. Для нас, украинский, - это Тарас...
- Ведущий библиограф МИЦУБИСИ Валентина Салогуб.
Он словно большой факел из украинского воска,
светящаяся светлым и чистым огнем
европейского развития, факел, освещающий целый
новейший развитие украинской литературы.
И. Франко
У каждой нации есть свои лидеры, духовные лидеры и вдохновители. Для нас, украинский, - это Тарас Григорьевич Шевченко. Именно фигура Великого Кобзаря, его идеи и стремление видеть Украину свободной и самостоятельной является тем мощным объединяющим фактором, который во все века нашей непростой истории вдохновлял и направлял строителей и защитников украинской государственности на длинном тернистом пути к независимости.
В истории Украины еще не было человека, который сделал бы такой огромное влияние на умы и сердца своих соотечественников. Тарас Шевченко не был политиком, и на его идеях сформировались и выросли многие общественных организаций и партий. Он не был полководцем, но его слово змобилизовувало и поднимало к борьбе миллионы украинский. Он не был дипломатом, однако широта его взглядов, вклад в мировую литературу и искусство, а главное мировоззренческие идеи общечеловеческих братства и любви, базировались для христианских ценностях, получили для Украины и Украинской должное признание и уважение среди мирового сообщества. Он не родился пророком и вовсе не стремился им быть, но по Божьему провидению им стал.
Титанический образ, удивительная судьба этого человека привлекала к себе многих известных писателей, скульпторов, поэтов, режиссеров ... Среди актеров, которым выпало воплощать образ Тараса Григорьевича на экране такие имена как Амвросий Бучма, Сергей Бондарчук, Иван Миколайчук ...
Тарас Шевченко - А. Бучма, М. Щепкин - И. Замычковский.
фрагмент из кинофильма "Тарас Шевченко" 1926 смотрите здесь
Пожалуй, самое сложное воплощать образ Кобзаря на экране было славном актеру Амвросию Бучме, ведь лента «Тарас Шевченко» режиссера Петра Чардынина и художника Василия Кричевского, вышедшая на экраны в 1926 году, была немой! Как передать гений поэта, силу его слова без слов?
Этот фильм охватывал всю жизнь Шевченко - ездили снимать в Петербург, в Кирилловки и Моренець. Художественным принципом была аутентичность, поскольку, по мнению выдающегося архитектора и знатока украинской культуры Василия Кричевского, это то, что никогда не потеряет в цене. Этот фильм был успешным: журнал «Кино» сообщал, что «Тарас Шевченко» стал самым кассовым в Украине, более того, его посмотрели украинцы за рубежом, а таких тогда насчитывали 8000000. Еще продолжалось украинское возрождение, и фильм вносил ощутимый струю в процесс национального самосознания украинский, особенно если принять во внимание массовость кино. Пройдет каких-то три-четыре года - и все темы и имена, которые будут касаться Украины, будут вычеркнуты из планов киностудий.
К личности Шевченко украинское кино вернется только через 25 лет, когда один из самых авторитетных кинематографистов того времени Игорь Савченко поставит фильм под таким же названием «Тарас Шевченко». То время нельзя назвать подъемом украинской культуры и кино в частности. Наоборот, это было время душной регламентации и догматизма. Но появление этого фильма объясняется тем, что тогда выпускали так называемые биографические фильмы. Сталин контролировал кино, лично утверждал списки тех, о ком должны были снимать.
Савченко повезло. Он самостоятельно работал над сценарием, искал малоизвестные материалы, интерпретируя Шевченко, как сильную и несокрушимую личность. Режиссер стремился показать Шевченко борцом, который хоть и имел ранимую душу, но сумел выжить в жестоких условиях войска, его сломала невыносимая муштра. Быть Шевченко на экране он доверил молодому актеру Сергею Бондарчуку.
Сергей Бондарчук в роли Кобзаря в фильме "Тарас Шевченко", 1951
фильм смотрите здесь
На VII Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия) Сергей Бондарчук получил премию за лучшую актерскую работу, а Иосиф Сталин, увидев его на экране, довольно сказал: «Вот истинно народный артист!». Благодаря роли украинского гения малоизвестный актер стал звездой мирового масштаба и самым молодым народным артистом СССР.
Большим достижением кинематографа было смелое и современную трактовку образа Тараса Шевченко в исполнении Ивана Миколайчука. Кобзарь в его исполнении - человек с живыми чувствами, духовно связана со своим народом. На встрече со зрителями фильма «Сон» в столичном кинотеатре «Октябрь» 4 марта 1965 актер сказал: «Для меня играть роль Шевченко, которым увлекался я еще в школе, была и большая честь и ответственность. Это я хорошо понимал с самого начала. Когда во время съемок входил в его образ, меня ни на секунду не покидала мысль, что я буду играть раба, который мечтает о желанную, выстраданную свободу. И не только для себя, а для всего нашего обездоленного и порабощенного народа ».
И. Миколайчук в роли Т. Г. Шевченко, фильм "Сон", 1965г.
В фильме «Сон» показано первую половину жизни Шевченко а - к рипацтво, выкуп пленных, обучение в Академии художеств в Петербурге, поездка в Украину и арест. Авторы фильма передавали и внутреннюю жизнь своего героя я - и ого мысли, картины поэтического воображения, снов, смешав реальные события с событиями внутреннего состояния. Правда, не всегда это удавалось, потому что, как заметил Иван Дзюба, при огромном количестве фактов «малой была емкость изобразительных средств», в результате чего сны, мечты, фантазии героя выдаются прозаическими. И в то же время фильм имел большое значение как факт национального самосознания украинского кино.
Авторы ставили перед собой несколько задач: прежде всего - очеловечить Шевченко, снять с него бронзовый глянец, показать его как человека с живыми чувствами, выявить источники его таланта, выразить современное видение и понимание. Точно излагая факты биографии, они группировали их вокруг проблем «поэт и народ», «поэт и власть». Шевченко, каким он показан в фильме «Сон», вписывается в проблематику, которую стремилась решить тогдашняя интеллигенция, наконец, он выражает общественный настрой, который царил в начале 60-х, когда интеллигенция переживала период очищения от скверны сталинизма и осознание собственной национальной идентичности. Поэтому так важно было показать любовь Шевченко в Украину, пренебрежение к уродцев, которые свою родину предали, - таких он видел в Петербурге. Это было силой Шевченко и смыслом его жизни, как и его жертвенность, тот невидимый, но существенный духовную связь со своим народом. В кажущейся разговоре с царем на вопрос самодержца, доволен ли он долгожданной свободой, Тарас отвечает: «Я не могу быть свободным, когда в неволе все мой народ».
Смелое и современную трактовку образа Тараса Шевченко делало фильм достижением. Молодой Тарас, сыгранный молодым Миколайчуком, стал олицетворением неповиновения, бунта против государственной системы, которая подавляла личность, лишало права на самовыражение и особенно крамольной считала эту поэта сознание, говорила от имени своего молчаливого и, казалось, навсегда покорена народа.
1990 возник замысел создать многосерийный фильм для школьников, в котором бы соединив игровое и просветительское кино, показать весь жизненный путь Шевченко. Сценарий написали группа ведущих писателей - Иван Дзюба, Иван Драч, Павел Мовчан, Борис Олийнык. За воплощение взялся режиссер Станислав Клименко. Но, к сожалению, фильм "Тарас Шевченко. Завещание "художественным событием не стал - все в нем правильно, но это и правильность, которая навевает скуку. Не спасает даже Богдан Ступка, читает текст от автора.
Поэтому, можно сказать, что украинское кино еще не прочитал полностью Шевченко - ни как личности, ни его творчества. Шевченко еще ждет своего экранного интерпретатора. К 200-летию Кобзаря в Украине было запланировано снять несколько художественных лент, посвященным различным этапам жизни поэта, однако похоже на то, что ни один из проектов не будет закончено к марту 2014 года.
Кино Украинский еще не прочитал полностью Шевченко - ни как личности, ни его творчества. Но такое прочтение актуально - будем надеяться на талантливого экранного интерпретатора.
Ведущий библиограф МИЦУБИСИ Валентина Салогуб.
Количество просмотров: 586
Как передать гений поэта, силу его слова без слов?