Черновцы

Центр города Черновцы. Карта


Буда и Пешт были разными городами. Прага, как пазл, состояла воедино с Вышеграда, Малой Страна и других частей.

Черновцы не хуже. Они имеют в своем составе абсолютно провинциальные Ленкивцы и Новую Жучку, колонистскую Роша - и волшебную в своей самодостатньости Садгору. Садагура. Черновцы проглотили этот бывший ярмарочный центр и монетарной в 1964 году, и полностью переварить, кажется, не смогли. Садагура - как Кицмань или Сторожинец. Вполне себе город - и вполне само собой. Только вот маршрутки на Садгору и Черновцы - одни. : О)

Историки говорят, Cадгора была известна еще со времен Киевской Руси. С этими анонимными историками спорят стенды с биографией города (а сейчас части Черновцов) на главной площади Садгоры. Наглядная агитация (на которую я едва ли не первая обратила внимание, а следовательно, свое призвание она выполнила) связывает основание города с работой монетного двора, который работал здесь в годы российско - турецкой войны (1768-1774). Наверное, даже родной Каменец во времена 27-летнего османского владычества не видел столько турецких пушек, как Садагура за 1771-1774 гг. Потому монеты чеканились из бронзовых и медных пушек, захваченных русскими в Хотине . Да и самих монет не было бы, если бы не Хотинская крепость . Ну и плюс неудержимое желание империи Романовых прорваться на Черное море. Ну и плюс беспокойство этим обстоятельством союзников Порты, Франции и Австро. Ну и плюс объявления турецким султаном войны 14 октября 1768. Кому надо, все это и сам знает а кому не надо, того и зануджуваты не буду. : О)

Как бы там ни было, амбициозно-милитаристские планы двух государств столкнулись на небольшом буковинском пятачке, которое тогда принадлежало вассалу Турции, Молдавскому княжеству. Потому Хотин тогда хотели как никогда: одни защитить (турки держали там двадцатитысячном гарнизон!), А другие захватить. Именно увлечение Хотина было главной целью только созданием первой армии под командованием генерал-аншефа О.М.Голицина. И цель была достигнута 9 сентября 1769

Таким образом россиянам достались немалые трофеи: 20000 ядер, 3000 бочек пороха - и 194 орудия. Очень вовремя: война - дело дорогое, деньги нужны, а еще как учесть, где Питер, а где жаждущие платные солдаты ... Вспомнив факт, что для ста рублей медью нужен был целый воз, нетрудно понять, почему П.О.Румянцев решил , что деньги можно чеканить здесь же, на Буковине - и из подручного материала.

Задуманное князем воплотил в действительность тайный советник польского короля, саксонский барон и предприниматель Петер Николаус Гартенберг, что неплохо разбирался в чеканке монет. Баронство ему жаловал польский король Станислав Август. Он же и дал ему новое имя - Садогурский (переложив Гартенберга на родной язык).

Место для монетного двора выбрали на "Букатые земли" вблизи сел Рогожная и Жучка, вблизи битого торгового пути и леса. Гартенберг пригласил сюда немецких мастеров-колонистов - вот и возникло первое промышленное предприятие на Буковине, названное по фамилии саксонца. Название неплохо прижилась - гора над поселением является, садов тоже хватает. А за славянское название надо благодарить, наверное, вельможному Румянцеву - иначе должны на Буковине вполне себе лютеранскую Гартендорфивку. Даже типично-московское аканье ( "Садагура") присутствует.

По монетарямы потянулись кузнецы и портные, пекари и строители, были здесь даже пивовар и каретный мастер.

Сюда свезли трофейные пушки - таким образом получили 251 000 пудов меди только в августе 1771, еще 152 000 пудов в феврале 1772, а в марте поступило еще 75 пушек весом в 7000 пудов.

Так Хотинская оружие через рабочий поселения Садагура возвращалась в Хотин в виде медных кружочками, "парников" и "двопарникив", которые то оседали в карманах российских воинов, а то обменивались ими на продовольствие и фураж.

Неудивительно, что в 2002 г.. В Хотине было найдено одну такую ​​монету. Пушек-то было много, денег с них получилось достаточно - инфляция чистой воды, преобладание денежной массы над товарной. Питание и тот же корм стремительно выросли в цене, купцы и крестьяне были недовольны, Порта спохватилась - и в 1774 г.. Издала приказ вносить треть налогов и платы за откупа медяками. Поздно: через маленькую Садагура в Молдове, а осбливо ее столицы - Яссах, начался дефицит продуктов. Все просто - крестьяне отказывались везти продукты на городские рынки. Невыгодно!

Когда российские войска покинули Буковину, медные садагурськи деньги остались здесь: их было запрещено ввозить в Россию. Сергей Пивоваров и Игорь Чеховский в своей статье "Пушечные деньги" со Cадагуры " писали:

"... когда в Киеве у крестьянина экономического ведомства Спиридона Дучина было найдено молдаво-валашский монеты 787 рублей 57,5 копеек, то его подвергли наказанию нагайками, а монеты конфисковали и отправили в Москву. Туда же было отправлено обнаружены в Киевской губернии монеты в 1779 и 1780 годах общим весом в 83 пуда 38 футов.

На территории княжеств молдаво-валашский монета еще некоторое время была в обращении и даже попала в сокровищ ".

Садагурськи медяки не дожили до 1780 года - разве в качестве дукатов в ожерельях. Самой Садагура судилась длиннее судьба.

Монетному двору пришлось переквалифицироваться: он выпускал памятные медали, печати и церковные колокола. Все изделия имели фирменный знак в виде буквы S.

Но это уже был не тот размах. Барон Гартенберг-Садогурский покидает вскоре Буковину, за ним переехали на родину и некоторые немцы-колонисты. А вскоре Садагура, как и вся Буковина, попала под австрийское крыло.

Новый арендатор поселения, вновь барон, но на этот раз Мустяца, 7 декабря 1801 выхлопотал для Садагуры у власти статус торгового города. Мустяца тоже вошел в топонимику поселение - один из Садгирской углов до сих пор называется Баронивкою, есть и Баронов Сад.

В 1811-1848 годах Садагура могла уверенно претендовать на звание буковинской столицы наравне с Черновцами. В эти годы здесь проводились многолюдные ярмарки по продаже скота. Лишь в середине XIX в. Черновцы обошли перед финишной прямой и Садагура, и Сторожинец, и Вижница. Садагура пришлось хуже: она созерцала расцвет соперника, отделена от него милкеньким Прутом.

В 1946 город получил современное название - Садгора - и даже успело побыть районным центром. А потом и вообще срослось с Черновцами - и о его бывшую торговую славу напоминает разве близлежащих Калиновский рынок.

Хотя Садагура все равно была значительным поселением: на конец XIX в. здесь проживало почти 50 000 человек. И большинство населения составляли евреи.

Их магнитом притягивал Исраэль Фридман с Ружин (современная Житомирщина), раввин-чедотворець, хасидский пророк. Его крылатые выражения записывались и передавались из уст в уста. Ему приписывали способность исцелять безнадежных больных. А хасиды-паломники, приезжающие поклониться его могиле целыми автобусами, верят, что эту свою способность цадик не утратил и после смерти. Поэтому и молятся в часовне над его могилой.

Видел бы цадик, во что превратилась его резиденция сейчас! Нарядный голубой дом (цадик любил богатство, в отличие от Меджибожского скромника Баал-Шем Това ), Украшение лепкой, стоит открытый всем ветрам. Недостает крупных фрагментов стен. Есть стекла в окнах. Нет и приличного ракурса для фото - усадьба заросла кустами. А когда при усадьбе была даже своеобразная духовная академия, а сам реббе им с холота и серебра и имел роскошный экипаж. А еще немножко побыл арестантом - царизм считал его политически неблагонадежным. Цадика это не помешало: ореол мученика чудотворцам подходит.

Говорят, цадик ходил в сандалиях с золотыми застежками, но без подошв. Невероятно ненужная вещь. Примерно такая же, как и развалины его синагоги-клойз в маританському стиле (1842, по другим данным - 1870-е) сегодня. Еще одна легенда утверждает, что в фундаменте синагоги - земля, привезенная для этого аж из Иерусалима.

В 1940-х в бывшей синагоге сначала ремонтировали танки, а потом сделали ремонтно-тракторную мастерскую. Сейчас, когда потолок упал (а крыша начала протекать еще в начале 1990-х!), А все, что можно было вынести, вынесли, остались только фрагменты рисования на стенах - и бутылки от бомжей, ночующих здесь время.

Черновцы прихорашиваются перед юбилеем - в этом, 2008-м, году им 600 лет. К Садгоры чепуриння не долетел. Хотя еще в июне 2005 года синагогу взял в аренду на 49 лет Черновицкий благотворительный фонд «Ор Авнер». Работы за два года так и не начались - на реставрацию нужно хотя бы 5 млн. Долларов, а это серьезная сумма. Так что когда воплотится в реальность мечта фонда открыть здесь историко-культурный центр с музеем, библиотекой, офисным центром, лицеем, гостиницей, столовой и рестораном, непонятно.

Костел расположен чуть дальше от центра, по ул. Ивана Подковы, напротив старого или сада, то парка. Чуть ниже - садик и школа № 37, добротная австрийская здание, в которое меня направляли все местные, услышав, что я ищу "дом цадика". Цадика, садика - им без разницы.

Католический приход в Садагура была создана в 1777-1778 годах, а костел появился в 1815 Освящен храм был в 1826 г.. Под титулом Архангела Михаила. В 1897 святыню расширяют, повторно освящают в 1898

Чуть дальше по ул. Степана Галицкого, стоит Покровская греко-католическая церковь (хих). Далее парк, главной которого является настоящий раскурочены самолет. Клево!

Кажется, помещение воинской части были построены еще при Австрии - типичный такой комплекс казарм, но неуверенный, ничего говорить не буду.

А еще наивная провинциальность Садгоры проявляется или не в единственном памятнике, который стоит в центре - и это памятник Максиму Горькому. :)

А есть еще баня. Совсем рядом с синагогой. Советских времен - но 17 февраля, в 10-градусный мороз, у нее стояло четыре голых мужика в полотенцах. Милая очарование провинции :).



Замки и храмы Украины - некоммерческий проект, годами поддерживается фактически силами и энтузиазмом одного человека . Помочь проекту:
гривневый счет 4149 4996 4440 7668, евровый - 5168 7573 7196 8977, payPal - [email protected]
Будем очень благодарны за любую жертву.

© All rights reserved.
Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством Украины.
Любое использование материалов сайта возможно только с предварительного согласованность Разработчик