Икона «Георгий Победоносец с житием»
Людмила КАРПЮК, ведущий научный сотрудник Музея волынской иконы
Образ «Георгий Победоносец с житием». 1630, с. Боблы Турийского деканата. Материалы и техника: дерево, левкас, темпера. Хранится в Музее волынской иконы.
Одним из самых известных святых в христианском мире великомученик Георгий (Юрий). Как победитель в духовной брани он назван Победителем (Победоносцем). По житию, Георгий родился в Каппадокии, в семье персидского воина Геронтия. Мать воспитала сына в христианском духе. Молодой Георгий служил в римском войске, а когда начались гонения на христиан, раздал свое имущество нищим и добровольно явился к императору Диоклетиана. Он осудил идолопоклонство, которое царило в государстве. После жестоких пыток Георгий был казнен, а тело его перенесено слугой для захоронения в Лидду.
С утверждением почитание святого распространялись сказания о его чудеса. Одним из самых известных было «чудо о змие», которое следует понимать иносказательно. В озере близ города Лассии поселился дракон, который пожирал людей и овец. Все попытки его уничтожить заканчивались гибелью смельчаков. Правитель города, жители которого были язычниками, решил приносить в жертву чудовищу юношу или девушку. Когда жребий выпал на дочь правителя, то девушку, надев в порфиру и украсив как невесту, отвели к озеру. В это время Георгий, возвращаясь из битвы, встречает девушку и узнает о ее несчастье. Обратившись к Господу о покорении лютого зверя, получает благословение и побеждает его. Благодарные горожане были крещены воином и впоследствии построили в его честь храм, а царевна осталась в нем прислуживать.
Тема «Чудо Георгия о змие», воспетая в духовных стихах и развитая в богословской литературе, стала символом победы христианства над язычеством. Со временем она стала любимой темой украинской иконописи, связанная как с народным воображением о святых, побеждают силы зла, так и с героическими событиями казачества XVI-XVIII веков.
Одним из ярких образцов воплощения темы в волынском живописи эта икона. Художник создал монументальный образ святого как всадника на белом коне. Его осанка подчеркивает героический и триумфальный характер образа. Всадник НЕ скачет и даже не движется, конь замер в фиксированной позе, движение передано только изображением объемных бганок красного плаща, который развивается за спиной. Цвет этот глубоко символичен: это цвет праведной крови мученика и победы над смертью; черный позем - символ зла и ада, белый конь знаменует чистоту и святость.
Георгий четко выделяется на золотом резном фоне. Он изображен в доспехах византийского воина, длинные штаны заправлен в высокие мягкие сапоги, короткая туника перевязана широкой лентой, на сапогах длинные шпоры. Перед высокими стенами города - фигура царевны.
Центр иконы окружен восемью клеймами, в которых художник рассказывает о жизни и страсти Георгия (такой тип икон называется образом с житием). Житийный цикл начинается сценой рождения святого; продолжается темой обучения; угодник изображен в темнице, перед которой стоит архангел и благословляет его. Четвертое клеймо - Георгий перед двумя императорами: Диоклетианом и Максимианом. В последних четырех клеймах автор соответствующими сценами акцентирует внимание на теме мученичества. Вверху на раме сохранилась надпись: «Святой великомученик, страстотерпец, Победоносец, скоропомошник Георгий».
Особенность программы клейм этой иконы - в определенной незавершенности житийной рассказа: отсутствует изображение казни Георгия. Полагают, что этим демонстрируется устойчивость святого и подчеркивается героический характер образа.
Вол. епарх. видом.- 2012.- № 5 (90)