Редьярд Киплинг


Редьярд Киплинг [Public Domain] через Викисклад

Редьярд Киплинг родился в Индии, «жемчужине в короне Британской империи», в 1865 году. Его жизнь почти точно перевернулась на рубеже двадцатого века (он умер в 1936 году), в период, когда Британская империя также достигла его высота и начало упадка - независимость Индии появилась чуть более чем через десятилетие после смерти Киплинга в 1947 году. Противоположные места его рождения (первые шесть лет его жизни были проведены в многонациональном и оживленном городе Бомбее) и смерти (Роллинг Грин, и типично «британец», сельская местность Суссекса) олицетворяет парадоксальную природу Киплинга, литературного человека. В то время как многие из его произведений, написанных в Индии, демонстрируют изюминку и энтузиазм по поводу восточной культуры, ландшафта и народов, столь же большое количество его стихов наполнено расизмом, проимперским ура-патриотизмом и бессмертной верой в право белого человека на глобальное правило. Подобно тому, как его продолжительность жизни охватила столетие, Киплинг перешел границы географических границ и идеологических позиций, и эти противоречия обнаруживаются в его литературе наиболее заметно и продуктивно.

Киплинг прямо ссылался на эту парадоксальную двойственность, когда он предварял главу в своем самом знаменитом, провокационном и успешном романе, Ким (1901), с двумя короткими выдержками из стихотворения под названием «Двусторонний человек», в котором он благодарит «Аллаха» за «то, что он дал мне две / отдельные стороны моей голове». Хотя мы должны быть осторожны при чтении литературы Киплинга через биографическую линзу, некоторые решения, принятые Киплингом при его жизни, предполагают двойственность, указывающую на шизофреническую природу его колониальной идентичности. Несмотря на его непреклонный патриотизм и очевидный талант к популярной поэтической композиции, Киплинг отказался от неофициального предложения стать после смерти Альфреда лорда Теннисона лауреатом поэта королевы Виктории в 1892 году. Несмотря на ура-национализм, возникший в его поэзии в конце девятнадцатого века, и, несмотря на написание стихов, чтобы отметить крупные общественные мероприятия (он написал свою ныне знаменитую поэму «Рецессион» для алмазного юбилея Виктории в 1897 году), отказ Киплинга от лауреата наводит на мысль о нежелании полностью взять на себя роль британского поэта.

Что удивительно в Киплинге, так это тот человек, который мог писать Бремя белого человека в 1899 году, с его вопиющим и уродливым расизмом («вновь пойманные угрюмые народы, / наполовину дьявол и наполовину дитя») и безоговорочной верой в имперский проект, можно было всего лишь два года спустя написать Ким (1901 г.), что интимное исследование индийцев субконтинент глазами молодой ирландской сироты Кимбалл О'Хара. Подружившийся и поддержанный архи-имперской фигурой Сесила Роудса (1853-1902), южноафриканского капиталиста английского происхождения, который представлял мир, аннексированный из угла в угол белыми имперскими державами, некоторые работы Киплинга демонстрируют подобное идеологически подпитываемое и неоспоримый энтузиазм по поводу имперской экспансии и последующей экономической эксплуатации африканских народов и добычи ресурсов с континента, который шел рука об руку с ним. Но его рассказы, написанные десятилетием ранее, блестят в своем остроумии и сатире, поскольку они издеваются над англо-индийским обществом, указывают на лицемерие правления Радж и пересекают границы, географические и культурные, которые разделяют колонизатора и колонизируют.

В 1907 году Редьярд Киплинг стал первым английским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Но на самом деле Киплинг не был «английским» писателем как таковым - действительно, подобно Лауреату, он отказался от премии, чтобы не быть связанным с каким-либо национальным правительством. Киплинг был глобальным писателем. Его обширные путешествия, его время, проведенное в различных географических и колониальных условиях, его постоянное чувство того, что он посторонний (одна сторона его головы всегда была «не на своем месте»), делают его, возможно, одним из первых и самых богатых пост / колониальных писатели. Мы не должны игнорировать Киплинга за его расизм и ура-патриотизм, а вместо этого допрашивать его литературу с критической точки зрения, которую предлагает нам постколониализм. Вместо того, чтобы писать на английском языке, Киплинг стал автором всемирного письма на английском языке. Мы могли бы подумать о последствиях этого, когда мы также вспомним, что стихотворение Киплинга 'Если' (1895) неизменно выбирался британским любимым стихотворением на протяжении всего двадцатого века: Киплинг вводит пост-колониальный в самое сердце самой британской культуры.