Черновцы - Олимп (Художественный музей)

Центр города Черновцы. Карта


Рядом с городской ратушей , В самом центре города находится дом, который поражает даже совсем далеких от искусства и культуры пришельцев в столицу Буковинского края. И пусть внутрь, в зал Художественного музея или моей любимой магазине "Украинская книга" (в последние визиты я насчитала в магазине сразу четыре свои книги, от !) Зайдет не каждый, однако каждый поднимет голову и попытается рассмотреть роскошную фреску, украшает этот нарядный дом.


В 1900-1901рр. в городе возводят одну из самых красивых сооружений всей Австро-Венгерской империи: помещение дирекции сберегательного банка в стиле венской сецессии. "Bukowiner Sparkass" сводил Хьюберт Гесснер, ученик отца сецессии Отто Вагнера.


Доктор философии, знаток архитектуры Потому Ларссон, проводивший исследование "Архитектурная и культурное наследие как ресурс для городского планирования и развития в западноукраинских и молдавских городах", недаром относит это сооружение к наиболее важным индивидуальных архитектурных памятников Черновцов в европейском контексте. Многие уверены - и не без оснований - что сооружения, равной Сберегательном банке, не было во всей тогдашней империи.


Черновчане очень любили персонажей античной мифологии в качестве каменных украшений для своих домов, и Сбербанк не является исключением. Уже на карнизе замечаем две скульптуры: справа богиня подъеме любви Афродита-Урания с куделью в левой руке (ее отождествляли со старшей из мойр, богинь человеческой судьбы), слева - полная богиня плодородия Деметра с корзиной плодов в руках.
Дом украшает фриз в виде живописно разбросанных листьев, когда было покрыто позолотой. Главный вход стерегут два орла.

Областной художественный музей открылся в столице Буковины в 1988г. - сначала в помещении Святодуховского кафедрального собора. Наконец город имел хоть какой-то приют для художественных сокровищ края, к тому квартирантами теснились в залах краеведческого музея на ул. Кобылянской. Первая выставка заработала уже в ноябре 1988-го, но вскоре после того храм был возвращен религиозной общине, поэтому музей оказался на тогдашней улице Жуковского (ныне Й.Главки) в бывшей гостинице обкома партии. Площади помещения были малы для нормальной экспозиции, и 1991 музейщики снова паковали наполнены художественным сокровищем чемоданы: переселение! На этот раз музей открылся в стенах, которые действительно достойны музея. Что ни говори, а красивое помещение своего времени облюбовал для себя морально устаревший на 1991 год городской комитет компартии.

А в румынские времена в доме действовал также кинотеатр "Femina", где демонстрировались ... ковбойские фильмы.

Посетить Художественный музей (действует с 1988 г..) Стоит в любом случае: сохранены интерьеры в стиле модерн вызывают искреннее восхищение эпохой, и сборник изобразительного и декоративно-прикладного искусства Буковины XVII-XX вв. здесь неплохая.

По информации из газеты "Сутки" , Сборник художественного музея в настоящее время состоит из произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства и охватывает период с ХVИИ по ХХ века, насчитывая почти 8,5 тысячи музейных предметов. Наибольшая по численности группа экспонатов - это произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Значительны коллекции художественных тканей и писанок, произведений из дерева, керамики, металла, кожи.
Большинство экспонатов нуждаются в реставрации, и хотя в городе есть замечательные специалисты, нет собственной реставрационной мастерской. Работники музея вспоминают, как получили из краеведческого музея портреты, просто намотаны на вал. Очень часто идентифицировать изображения дается только после часов кропотливой работы (портреты митрополита Евгения Гакмана, императора Франца-Иосифа, королевы Марии Терезии). Из-за нехватки средств вяло пополняется музейная коллекция, приходится рассчитывать только на меценатов и благотворителей, которые время от времени передают то сохранение в музей из своих домашних запасов.
В музее регулярно проводятся выставки, порой приезжают не совсем художественные восковые фигуры царей и маньяков - заведение должно как-то зарабатывать. Даже если живопись Буковины вас интересует не слишком сильно, в музей стоит прийти посмотреть на сохранившиеся более столетние интерьеры, витражи, лестничные клетки, потолок. Хорошо здесь.

Я очень, ОЧЕНЬ люблю этот магазин на первом этаже здания! Еще не было ни разу, чтобы я вышла оттуда без покупок: в Каменце найти украинскую книгу труднее, чем бриллиантовое колье на улице.

Ранее при замечательной "Украинской книге" несколько лет работала Fedirko Galleri. Площадь галереи известного эпатажного художника незначительна: чуть более 11 кв. метров, но здесь всегда интересно. Еще вход абсолютно бесплатный. Здесь Федирко выставлял свою сенсационную находку: неизвестные работы К. Малевича . Здесь экспонируются фотографии и графические работы. Здесь чувствуешь себя в Европе. В последнее время, правда, там почему-то пусто, а жаль.

Несколько лет назад на стене у входа в магазин на один день появился "Памятник неизвестному черновчанину". Дня для памятника оказалось безбожно мало - и он провисел значительно дольше (кажется, и сейчас висит, только чуть дальше). Это, может быть, единственный в мире передвижной памятник (на ночь его снимают и закрывают в магазине). Цилиндр и плащ черного цвета, а еще трость, которые будто кто-то забыл, прогуливаясь по центру города - лаконично. Если раскрыть дверцу плащу, там, где сердце, увидим зеркало. Символично. :)

А еще здесь лучший выбор краеведческой литературы о Буковину - две полки путеводителей и другой интересной литературы.

Украшение сооружения, майоликовое панно, создал в 1904г., Как считалось, французский художник И.Лано. Художник оставил свой автограф на своем шедевре: слева внизу у третьей двери. Там действительно есть подпись J. LANG (O? С?), А еще клеймо - это удалось мне хорошенько разглядеть 29 марта 2010, когда в руках был достаточно мощный новый фотоаппарат. Вот как выглядит клеймо подробно . ZSOLNAY PESC

Искусствовед Татьяна Дугаева, член Национального Союза художников, которая сейчас живет в Польше, выдвигает версию, что в атрибуции панно допущена ошибка: И. Ланг звучит уже совсем не по-французски. Процитируем ее статью:

"Среди нескольких вариантов написания возможного фамилии - J. Lano, J. Lanc и J. Lang, я выбрала последний. Потому что только творческая жизнь художника по имени J. Lang совпадает по времени (ранние 1900-е годы) и по стилю (венская сецессия или югендстиль) с датой возведения здания сберегательной кассы в Черновцах. Этим художником, который работал и в области монументального искусства (что существенно), является австрийский живописец и график Йозеф Адольф Лянг (Joseph Adolf Lang), который родился и умер в Вене (1873-1936).

Как и архитектор Губерт Гесснер, который лишь на два года был старше Ланге, он закончил Венскую Академию художеств. Через несколько лет покинул Вену и долгое время жил в Германии - в Дюссельдорфе и Мюнхене.

... известно о созданном им замечательный плакат выставки «Дюссельдорф. Искусство и ландшафтный дизайн. 1904 », выдержанный в стиле венской сецессии, из коллекции Немецкого музея плаката в Эссене.

В художественной энциклопедии «Allgemeines Kunstler-Lexicon" (1922) указано, что Йозеф Лянг был не только живописцем и графиком, но и автором настенных росписей интерьеров универсального магазина Леонарда Тейтц в Дюссельдорфе (1907-1909). О другом монументальное произведение узнаем из ежемесячного бюллетеня за 1903 и 1906 годы «Искусство: чистое и прикладное искусство» ( «Die Kunst: Monatsheft für freie und angewandte Kunst»), где в разделе «Хроника» дается сообщение о нескольких произведений Йозефа Адольфа Ланге, которые по результатам конкурсов получили премии. Среди них - композиция «Эсхил и Аристофан» для декоративного оформления фойе театра в Дюссельдорфе.

... Хотя и нет прямых указаний на то, что Лянг работал над проектом отделки фасада дома в Черновцах, впрочем, не исключено, что именно Йозеф Адольф Лянг мог создать эскиз этой композиции, по которому был выполнен майоликовое панно на керамической мануфактуре Жолнаи (Zsolnay ) в венгерском городе Печ. Фабричный знак этой мануфактуры мы видим на фасаде Художественного музея. Мануфактура успешно работала и процветала в пору возведения этого здания и выполняла многочисленные заказы для архитектурных сооружений многих городов Европы. Ее изделия для декора фасадов и крыш домов славились особым качеством, в частности, и тем, что выдерживали низкие зимние температуры. Работает эта фабрика и по сей день ".

Но вернемся к Олимпу. Эта мифологическая композиция олицетворяет параллель между Римской и Австро-Венгерской империями времен императора Франца Иосифа. В образах 12 богов Олимпа изображены 12 важнейших провинций империи, олицетворяли ее суть. Функции богов переплетаются с особенностями регионов, которые они символизируют. Исследователи считают, что даже расположение небожителей на панно группами имеет смысловое значение, не говоря о том, что является воплощением основного принципа модерна: динамического равновесия.


Слева от центра под покровом крыльев имперского орла - главные боги: Юпитер и Юнона. Оранжевая тога бога-солнца (его второе имя Лютеций, что значит «излучатель света") сразу фокусирует на нем внимание зрителей. Золотой лавровый венок в руке символизирует победу и славу, а забитый в землю меч - мир. Юпитер олицетворяет эрцгерцогство Верхняя Австрия со столицей Линц.
Его жена носит белые одежды и является покровительницей успеха. Плющ в руке Юноны символизирует единство всех провинций, а она сама - эрцгерцогство Нижняя Австрия со столичным Веной.

(Так считает В.Стефанова, а я отрицает: почему же тогда в Юноны на груди буковинский герб?)


Слева от царей Олимпа - еще три божества, тоже вроде представляют австрийские земли. С синим плащом - обнаженная, но воинственная Миневры с крылатой Викторией Победа (герцогство Штирия, где высоко развито оружейное ремесло), загорелый Аполлон в виде атлета-спартанца Гиацинта с кровавой раной на темени, ставший жертвой коварного Зефира. В руках у него лира (герцогство Зальцбург, родина Моцарта). Художник обратился к первой оперы гениального зальзбуржця: "Аполлон и Гиацинт", чтобы создать аллегорические параллели Аполлон-Зефир и Моцарт-Сальери. На правом виске Аполлона сияет яркая звезда - символ гениальности. В перерини лунного цвета - богиня лесов и мисливста Диана (герцогство Каринтия, значительная часть которого розатшована в восточных Альпах с богатой фауной и флорой).
Пелерина Дианы - своеобразная театральный занавес, покрыта голубыми созвездиями, которые названы именами мифических охотников. Завершается пелерина каймой, где последовательно чередуются изображения совы и шкуры ежа (на каждую сову целых три ежа. Почему эти темные семь цветочков у каждой совы названы именно шкурами ежей, я не знаю, мне они выглядят именно что цветками). Диана, возможно, наиболее философски насыщенный образ. У нее, Аполлона и Миневры - земной шар, намек на всеохватность их господства.

В центре панно - две богини, имеющие отношение и к олимпийцам, и к людям. Это - олицетворение провинций Центральной Европы на оккупированных территориях. С фарфоровым кувшином стоит легковбрана богиня вечной юности Ювента, воплощение разнообразия и багатограности Богемии. Ученые до сих пор не поняли, почему верхняя часть лица Ювенты темная, а нижняя света. А вот в горшке, вероятно, целебная минеральная вода из Карловых Вар, где изготавливали еще и фарфор.
Рядом - золотокосая Венера (герцогство Силезия) в почти невесомых, покрытых морской пеной одеждах и с Кужель - символом появления новой жизни как апофеоза любви - в руке. Польки издавна славились красотой и умением красиво ткать.


Справа - группа из трех фигур, олицетворяющих соседние три морские провинции на восточном побережье Адриатики. Бог вина Бахус (королевство Далмация) непременно появился бы в этом регионе с его частыми осадками и мягким климатом, способствуют урожаям винограда. Бахус стоит босиком в зеленовато-голубом наряде, с нежным лицом на фоне большого пальмовых листьев.
В пурпурной богатой тоге и сандалиях - чернявый покровитель торговли Меркурий (Триест, портовый город и торговый центр) с волшебным жезлом-кадуцеем.
Между Триестом и Далмацией было графство Истрия, олицетворяющего богиня-вестница Ирида с крылышками на голове.
Справа - самые аграрные провинции, наша Родина: в венке из колосьев и с снопом в руке стоит богиня плодородия и земледелия Церера (королевство Галиции и Лодомерии и герцогство Краковское). Наконец - Буковина (по версии В.Стефановои. Я уже писала: Буковинский герб на груди в Юноны. Не все так просто с фреской). - трудолюбивый бог огня и кузнечного, непревзойденный художник и покровитель зодчества и гончарства Вулкан. Туника из козьей шкуры свидетельствует не о бедности, а о том, что Вулкан находится под эгидой Юпитера. Буковина и Галичина отправляли в Австрию крупный рогатый скот, лошадей, а Галичина еще и хлеб. Вот почему Церера и Вулкан ведут к Юпитеру белого коня, грива которого заплетенная в колоски (именно белых животных приносили когда в жертву верховным богам).
Боги изображены не канонически, иногда с новыми атрибутами (пряжу или плющ). К тому же, провинций было 17, а автору пришлось ограничиться 12-ю - по количеству богов Олимпа. Художник позволил себе заменить несколько главных богов на второстепенных: вместо воинственного Марса появилась Ювента, на месте Нептуна - любимец народа Бахус, место богини культового огня и дома Вести заняла метка Ирида.
Панно соответствует главным принципам сецессии - объединяет декоративную условность орнаментированного коврового фона с натуральностью фигур богов, их силуэтность, ассоциативное трактовки пространства, использование золотых пятен (что, говорят, сияют лишь 14 минут в полдень) для подчеркивания контраста между реальным и условным.
К сожалению, об авторе панно, И.Лано, известно мало: он после войны жил во Франции, даже приезжал в Черновцы сфотографировать панно, потому что вроде бы во время войны потерялся его эскиз.
Использованы материалы книги "Город моей любви" Василия селезенки и рассказы Валентины Стефановой.

Использованы материалы книги Город моей любви Василия селезенки и рассказы Валентины Стефановой



O?
С?
Стефанова, а я отрицает: почему же тогда в Юноны на груди буковинский герб?