Григорий Квитка-Основьяненко - писатель-просветитель

Произведения Квитки-Основьяненко одними из первых представляли украинскую литературу русском и европейском читателю: начиная с 1837 года ряд его рассказов и повестей печатается в русских переводах в Петербурге и Москве; 1854 года в Париже выходит на французском языке «Несчастная Оксана». Чуть позже его произведения переводят польском, болгарском, чешском языках. Сквозь все творчество Квитки-Основьяненко проходит просветительская мысль о том, что причиной общественных недостатков является невежество, недостаточность воспитания. Поэтому писатель активно пропагандировал и, как сказал И. Срезневский, «внес в сознание интеллигенции идею образования всей массы народа».

Произведения Квитки-Основьяненко на украинском языке делятся на две основные группы: бурлескно-реалистические рассказы и повесть; сентиментально-реалистические повести. К первой группе относятся, в частности, юмористические рассказы «Салдацкий портрет» (1833), «Мертвецкая Пасха», «Вот тебе и сокровище», «Пархимове завтрак», «Пидбрехач», а также юмористически-сатирическая повесть «Конотопская ведьма» (1833 ). Среди сентиментально-реалистических произведений Квитки-Основьяненко - повести «Маруся» (1832), «Бой-девка» (1836), «Бедная Оксана» (1838), «Истинная любовь» (1839). Центральным персонажем каждой из них есть деревенская девушка. 1835 Цветок-Основьяненко создает социально-бытовую комедию «Сватовство на Гончар, а в 1838-м - социально-бытовую комедию« Шельменко-денщик »(написана на русском языке, центральный персонаж - Шельменко - говорит по-украински), считающийся самым высоким достижением Цветки в драматургии. Появление повестей и рассказов Квитки-Основьяненко знаменовала новый важный этап не только в творчестве писателя, но и вообще в развитии украинской литературы, в формировании ее реализма и народности.
Родился Григорий Федорович Квитка (литературный псевдоним - Основьяненко) в с. Основа у Харькова в дворянско-помещичьей семьи. 1793 Григорий как дворянин был зачислен на военную службу, через четыре года вышел в отставку в чине капитана.
В 1804 г.. Он стал послушником монастыря, а в следующем году вернулся на военную службу. В 1806 г.. Будущий писатель подал в отставку, поселился в Харькове, стал комиссаром в народном ополчении. В 1812 гг. Работал директором Харьковского театра, основал Институт благородных девиц, со временем организовал, редактировал и публиковал первые в Украине общественно-литературные журналы «Харьковский Демокрит» и «Украинский вестник». Собирал средства на открытие Харьковской публичной библиотеки. В течение 1817-1828 годов Квитки четыре раза переизбирался Предводителем дворян Харьковского уезда.
С 1827 года начал писать прозу и драматургию. Служил директором Харьковского театра (1812), судьей, председателем харьковской палаты уголовного суда. Проживая в с. Основа под Харьковом или самом Харькове, Квитка-Основьяненко принимал участие буквально во всех важных образовательно-культурных начинаниях, в частности был инициатором издания альманахов «Утренняя звезда» и «Новолуние», первый сборник украинских пословиц и поговорок. Находился писатель в творческом содружестве с коллективом Харьковского театра.
Свои ранние фельетоны, статьи, шуточные стихи (10-е - начало 20-х pp.) Квитка-Основьяненко публиковал преимущественно в харьковской периодике. Из произведений
этого периода больше читательское интерес вызвали «Письма Фалалея Повинухина» - цикл сатирических прозаических фельетонов, написанных в форме писем к издателям журнала от помещика-невежды ( «Украинский вестник», 1816-1817, «Вестник Европы», 1822). В конце 20-х - начале 30-х годов написано шесть российских сатирических комедий, еще ряд повестей и рассказов писателя публикуется в журналах и альманахах, повесть «Козырь-девка» выходит в Петербурге отдельным изданием.
Среди многочисленных прозаических произведений Квитки-Основьяненко, написанных на русском языке, выделяются сатирические романы «Господин Халявский» (1840) и «Жизнь и похождения Петра Степанова сына столбиковых» (1841, первый вариант - 1833, произведение потерпел
преследования цензуры), повести «Аннушка», «Мисс сотниковна», историко-художественный очерк «Головатый». Крупнейшим бурлескно-реалистическим произведением писателя является юмористически-сатирическая повесть «Конотопская ведьма». Это прежде всего острая сатира на господствующую верхушку украинского общества XVIII в., Характерные черты которой воплощены в образах невежды, ничтожества и лентяя - сотника Забрехи, вредного и подлого плута и пьяницы, писаря Пестряка, произвольного Халявского, отца Симеона. Ориентируясь на живомовних народную практику, опираясь на устное народное творчество и достижения предшественников, писатель выработал собственный живописный, реалистичный в своей основе стиль, обогатил украинский литературный язык, а влияние его прозы и драматургии сказался на творчестве Тараса Шевченко, Марко Вовчок, более поздних украинских прозаиков. Писатель умер 20 августа 1843, похоронен в Харькове. Произведения его и сейчас переиздаются, ставятся в театрах.

Марина Кучеренко