Лишение внутренне перемещенных лиц права участвовать в местных выборах: законодательное «недоразумение» или ...?

автор Эльвира Зейтуллаева   По состоянию на 29 января 2018 года, по данным опубликованным на сайте Министерства социальной политики Украины, взяты на учет 1492970 внутренне перемещенных лиц (далее ВПО) или 1218430 семей из Донбасса и АР Крым

автор Эльвира Зейтуллаева

По состоянию на 29 января 2018 года, по данным опубликованным на сайте Министерства социальной политики Украины, взяты на учет 1492970 внутренне перемещенных лиц (далее ВПО) или 1218430 семей из Донбасса и АР Крым. Это составляет около 4% населения Украины. Необходимо отметить, что наибольшее количество ВПО зарегистрировано на подконтрольной Украины территории Донецкой и Луганской областях, следующими по количеству зарегистрированных являются: Харьковская, Днепропетровская, Запорожская области; м. Киев и Киевская область и Одесская.

До недавнего времени, основными проблемами, с которыми сталкивались ВПО в результате вынужденного перемещения, были связаны с удовлетворением базовых потребностей экономического, медицинского и культурно-образовательного характера. После осознания того, что вопрос возвращения к местам, где раньше проживали ВПО, не разрешится в ближайшее время, а возможно и никогда, вопрос реализации их политических прав (в частности, избирать и быть избранным), встал как никогда актуальным. Важным является тот факт, что без обеспечения реализации политических прав ВПО невозможно эффективно решить все проблеме этой категории лиц в принимающих обществах, особенно с точки зрения долгосрочного решения.

Анализируя этот вопрос, следует помнить, что прежде всего ВПО - это граждане Украины и в соответствии со статьей 38 Конституции Украины «имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ».

В соответствии со статьей 71 Конституции Украины «выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются свободными и происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Избирателям гарантируется свободное волеизъявление ». Участие в выборах ограничено для лиц, не достигших 18-летнего возраста, и лиц, признанных судом недееспособными, регламентируется статьей 70 Конституции Украины.

Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» устанавливает гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов внутренне перемещенных лиц. Статьей 8 настоящего закона внутренне перемещенным лицам гарантируется реализация права на выборах Президента Украины, народных депутатов Украины, местных выборах и референдумах путем изменения места голосования без изменения избирательного адреса в соответствии с частью третьей статьи 7 Закона Украины "О Государственном реестре избирателей", который определяет правовые и организационные основы создания и ведения единого Государственного реестра избирателей в Украине.

Часть 3 статьи 7 Закона Украины "О Государственном реестре избирателей" гарантирует избирателям, которые имеют право голоса, право на изменение места голосования (избирательный участок) по их мотивированному обращению без изменения его избирательного адреса. Такая мера является временной, а именно на период проведения выборов.

Такое обращение подается в орган ведения Реестра по местонахождению указанной избирателем избирательного участка или по избирательному адресу не позднее чем за пять дней до дня голосования на соответствующих выборах или референдуме. Оккупация АР Крым и Донбасса и основания для изменения места голосования для лиц, зарегистрированных в выше указанных районах.

Согласно статье 2 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания» регистрация места жительства или места пребывания лица или ее отсутствие не могут быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины, или основанием для их ограничения.

Учитывая все вышеизложенное, ВПО, как все граждане Украины имеют право принимать участие в выборах. Избиратели, граждане Украины, которые фактически проживают не по месту регистрации, могут воспользоваться процедурой временного изменения места голосования без изменения избирательного адреса.

Такие положения касаются выборов во все органы власти и всех уровней.

Права же ВПО на участие в выборах в местные органы власти существенно ограничены!

В 2017 году в Закон Украины «О местных выборах» были внесены изменения. Эти изменения привели фактически к невозможности ВПО реализации прав избирать и быть избранным в местные органы власти, так как закрепил права на участие в выборах только за теми членами общины, которые являются зарегистрированы. К сожалению, ВПО не имеют регистрации в принимающих обществах, поэтому не смогут принимать участие в местных выборах существенно нарушает их Конституционное право. Такое положение не может иметь место в демократическом правовом обществе.

Согласно Руководящими принципами ООН внутренние перемещенные лица являются лицами или группой лиц, вынужденных покинуть свое жилье или место обычного проживания, в результате, или чтобы избежать последствий военного конфликта, массовых проявлений насилия, нарушений прав человека, стихийных или вызванного деятельностью человека бедствия, и которые не пересекали международно признанные государственные границы.

Конституция Украины, законодательство Украины и международные стандарты политики государств по внутренне перемещенным лицам не допускают случаев дискриминации или других форм ограничений при реализации ими прав и свобод.

На сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрировано Законопроект № 6240 от 27.03.2017 «О внесении изменений в некоторые законы Украины». Положения этого законопроекта, в частности, касаются избирательных прав ВПО и избирательных прав мобильных групп граждан внутри страны. Указанные положения гарантируют реализацию права ВПО избирать и быть избранным, в том числе и в местных выборах. Также предусматривается внесение изменений в Закон Украины «О Государственном реестре избирателей», Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». Эти изменения позволят менять избирательный адрес по мотивированному обращению избирателя в орган ведения Реестра, дополнительно предоставляя к обращению избирателя копии документов, подтверждающих его фактическое проживание по указанному им адресу.

При этом к документам, подтверждающим фактическое проживание избирателя по адресу, указанному в заявлении, и должным образом подтверждает изменения избирательного адреса, относятся:

«1) договор аренды жилья по адресу, который избиратель просит определить его новой избирательной адресу;

2) изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления документ, удостоверяющий осуществление избирателем предпринимательской деятельности по адресу проживания, которое избиратель просит определить его новым избирательному адресу;

3) документ, подтверждающий право собственности на жилье по адресу, который избиратель просит определить его новой избирательной адресу;

4) справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица;

5) документ, удостоверяющий осуществление избирателем ухода за лицом, место жительства которого зарегистрировано в соответствии с Законом Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" по адресу, который избиратель просит определить его новой избирательной адресу;

6) документ, удостоверяющий пребывания избирателя в браке или в родственных отношениях с лицом, место жительства которого зарегистрировано в соответствии с Законом Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" по адресу, который избиратель просит определить его новому избирательному адресу »( новая часть 5 статьи 20 Закона).

К сожалению, указанный законопроект до сих пор не принято.

Подводя итоги вышеизложенного, хотим подчеркнуть, что ВПО, учитывая, в том числе и долгосрочность их пребывания в принимающих обществах, члены этой общины и должны принимать участие, в том числе и политической жизни общества, особенно быть приобщенными к принятию решений, которые так или иначе влияют на их жизнь.

Вместе с тем, мы хотим подчеркнуть, что несмотря на несовершенство законодательства, на существующие трудности, никто не может быть лишен их конституционных прав и то, что происходит это не намеренное устранение части граждан Украины от избирательного процесса в местных общинах, а законодательное «недоразумение», которое в ближайшее время будет устранено.

В случае, если ВПО сталкиваются с проблемой реализации их участия в местных выборах, они могут воспользоваться правом обращения в суд с целью защиты своего нарушенного права.